Это
выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов
(головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой
звука, в то время как дыхание - нижняя опора звука.
Наши
простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до них
добраться.
Интересны
высказывания педагога Витта по этому поводу: "Вся суть постановки голоса
заключается в умении направить звук "в маску” и удержать его там, уперев у
корня верхних резцов... Звук "в маске” настолько ярко должен быть выражен,
чтобы его можно было, что называется "видеть” как он бьет в корни верхних
резцов. Чем дальше будет отодвигаться точка упора в твердое небо, тем менее
блестящим будет сам по себе характер звука - тем глуше будет голос, тем большая
возможность "посадить звук на горло”.
Постановка голоса - это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса для профессиональной работы.
Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембральной окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Что говорят физиологи о постановке голоса?
"При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные - тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Певец, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено”.
Наше
слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по
произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем
ряду зрительного зала.
Необходима
хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших
результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата,
разрабатывать его технические возможности.
Артикуляционный
аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие
в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на
создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К
артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык,
челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень
важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры” которого зависит
качество звука.
Следует
всегда помнить слова большого педагога-вокалиста Ф.Ламперти, который говорил,
что на раннем этапе воспитания голоса певцу следует "учиться больше умом, а не
голосом, так как утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее
состояние. "Хорошая голова - залог успешной работы, она так же важна, как и
хороший голос. Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что
хорошее пение - это "мастерство выдоха”, но чтобы "мастерски выдыхать”, надо
научиться "вдыхать”.
Чтобы
сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который
проходя постепенно, струей через связки - горло, как смычок по струнам,
заставит наш "голосовой инструмент” звучать. Конечно, это очень упрощенная
схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.
4. Розучування по партіях і частинах в залежності від складності твору 5. Розучування в зручному діапазоні, теситурі темпі, динаміці 6. Робота над виразністю, образністю у виконанні і повторенні пройденого
матеріалу
Мета: формувати уміння сприймати музику як виражальне мистецтво; ознайомити з поняттям «нотний стан», «скрипковий ключ», «нота»; вдосконалювати вокальні, танцювальні навички; розвивати ритмічний слух, увагу; виховувати інтерес до музики.
Ансамблеве музикування - одна із складових комплексного розвитку учня - піаніста
Ансамблева гра відрізняється від сольної насамперед тим, що і загальний план, і всі деталі інтерпретації є плодом роздумів і творчої фантазії не одного, а декількох виконавців і реалізуються вони їхніми спільними зусиллями.
Хлопчик:24
серпня 1991 року Верховна Рада України урочисто прийняла Акт проголошення
України незалежною, самостійною, демократичною державою.
Дівчинка:З днем
народження, незалежна Україно!
Сьогодні ми святкуємотвою шістнадцяту річницю.
Ведуча:Шістнадцять років незалежності...
Для історії шістнадцять років – зовсім небагато.А як же
довгонаш народ ішов до цього свята!
Ішов через утиски, в’язниці й сибіри упродовж усієї історії від часів Київської
Русі до наших днів. На цьому шляху загинула незліченна кількість кращих синів і
дочок України, які відстоювали її незалежність.
Ведучий:Україна... В одному цьому слові і для нас, і навіть для чужинців бринить
музика смутку і жалю... Україна – країнатрагедій і краси, країна, де найбільше люблять волю і найменше знали її,
країна гарячої любові до народу і чорної йому зради, довгої вікової героїчної
боротьби за волю. Шлях України позначений високими степовими могилами, руїнами
та прекрасними, безіменними, невідомо коли і ким складеними піснями.
В
этой главе - материал для начинающего довольно сложный и скучный. Поэтому,
может быть, правильнее будет обращаться к ней по мере возникновения конкретных
вопросов, связанных с анатомией.
Мне
бы очень не хотелось отпугнуть человека, делающего первые шаги в изучении
голоса и пения, сухостью анатомических данных, хотя по логике вещей, глава
занимает правильное место в последовательности изложения материала "букваря”.