Элементарная Анатомия
В
этой главе - материал для начинающего довольно сложный и скучный. Поэтому,
может быть, правильнее будет обращаться к ней по мере возникновения конкретных
вопросов, связанных с анатомией.
Мне
бы очень не хотелось отпугнуть человека, делающего первые шаги в изучении
голоса и пения, сухостью анатомических данных, хотя по логике вещей, глава
занимает правильное место в последовательности изложения материала "букваря”.
Все
органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый
голосовой аппарат. В его состав
входят: ротовая и носовая
полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками,
трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
мышцы брюшной полости. Но это не все.
В
голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные
центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими
эти центры со всеми указанными органами.
Из
мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а
по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов
(афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании,
являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы.
Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной
нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий
процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.
В
пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего,
так и воспринимающего звуки.
Общеизвестно,
что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате
заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.
Воспринимаемые
здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в
свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов
голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их,
раздражений речедвигательных центров нет, и поэтому голосовой аппарат не
функционирует.
Связь
между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться
без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых
органов.
Слуховые
восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь,
музыку или пение, мы "про себя”, а иногда и вслух, повторяем их и только после
этого воспринимаем.
При
формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы
участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные
движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых,
мышечных, резонаторных. (Весь файл можно скачать выше по ссылке)
|