Определение детского голоса. Для того, чтобы определить детский голос, необходимо выявить: диапазон; тембр; примарные звуки; способность выдерживать тесситуру; переходные регистровые тоны.Обычно руководитель хора предлагает учащемуся спеть какую-либо хорошо знакомую песню. Если это вызывает затруднение, то руководитель хора или учитель музыки просит спеть упражнение: пентахорд, трезвучие, гамму и другие упражнения(петь предлагается на слоги, гласные или с названиями звуков).
Оновные свойства певческого звука. В настоящее время музыкальными акустиками установлены свойства правильно сформированного певческого звука и тембра голоса. Это — звонкость, ровность, полетность. Как показали проведенные исследования, данные качества голоса зависят от содержания в нем высоких обертонов (обертоны – верхние тоны гармонические призвуки) с частотой свыше 2500 герц. Эта группа высоких обертонов была названа «высокой певческой формантой» (или «верхней певческой формантой»). Чем сильнее выражена певческая форманта в голосе, тем больше его звонкость и полетность.
Большое значение при пении имеет певческое дыхание, в меру взятое и правильно расходуемое.
«…Работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания и звучания тянущихся звуков, главным образом, гласных» К. С. Станиславский Первое правило пения для школьника — не поднимать плечи при певческом вдохе. Смысл этого правила в том, чтобы набирать воздух не в верхние доли легких, а в нижние.
Самый обычный, самый скромный детский голос таит в себе большие художественные возможности. Чистое, ясное звучание детских голосов само по себе уже красиво и трогательно. Простота, непосредственность юных певцов зачастую пленяет выразительностью и живостью исполнения. Мягкое и светлое звучание — это основные природные свойства детского певческого голоса. Для того чтобы от года к году оба эти драгоценные свойства развивались правильно, надо с первого же урока внимательно следить за тем, чтобы ничто им не повредило. Страшной опасностью для детского голоса является пение на крике, которое разрушает самое ценное в певческом звучании — кантилену, то есть распевность, певучесть, свободно льющиеся звуки голоса.
Возрастные особенности. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать руководителю детского хора для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
(Георгий Струве -заслуженный артист РСФСР, художественный
руководитель детской хоровой студии "Пионерия").
Более двадцати пяти лет назад я пришел в
Вишняковскую школу. Меня поразила царившая там атмосфера: не было суеты, не
было озабоченных, усталых лиц. Почти все учителя — молодежь. Шутки, улыбки,
энтузиазм. Это была моя первая встреча с учительским коллективом. Тогда мне
казалось, что все учителя такие. Иначе нельзя — такова профессия. Тон
дружелюбия при полном доверии к ребятам задавала молодой директор школы Анна
Алексеевна Аношина. Ей тогда было 23—24 года, но мне казалось, что она очень
взрослая. Наверно, по сравнению с моими девятнадцатью.