Артикуляционный аппарат, дикция.
Наше
слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по
произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем
ряду зрительного зала.
Необходима
хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших
результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата,
разрабатывать его технические возможности.
Артикуляционный
аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие
в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на
создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К
артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык,
челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень
важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры” которого зависит
качество звука.
Первое
условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность.
Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и
стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно очень просто
сказать: "снятие зажатий”, - но ведь их надо сначала обнаружить и только после
длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам
помогут простейшие упражнения.
Активная
естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера (но не
манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с
расчетом "на последний ряд зрительного зала”. Активизация не должна создавать
новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже
Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью”. Эта
фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе
творчества. Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии
и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего
и говорящего. Вот упражнения вам в помощь.
Энергично
произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
А чтобы
укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
Энергично
произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы
не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не
"причмокивать”.
2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе
получается его "съедание” и звучит "М” на конце фразы.
белеет
парус одинокий
е-ее
- а -у -о- и-о-ии
Послушайте
этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток "вставьте” быстрые, четкие
и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При
этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань -
свободной, дыхание - активным. Это же упражнение надо делать и перед пением
произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение
произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.
а) На
дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
б) Шит колпак не по колпапаковски,
Надо его переколпаковать.
в) Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак.
Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.
е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
После
всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:
Это
были практические советы, а теперь немного теории.
Очень
хорошо о вокальной артикуляции пишет в своей работе А.Г.Менабени (в дальнейшем
я его часто цитирую).
В
чем различие между певческим голосом и речью? В пении
пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса
(тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним
отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.
Певческий
голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то
есть более богатой окраской голоса.
Певческая
дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и
согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого
произношения согласных.
При
певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во
много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении
произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от
речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая
полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой
полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму
при смене гласных.
Великие
учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители”
вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука.
"Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно”. В
этом кроется один из секретов кантилены. "Гласные являются как бы оболочкой, в
которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса
начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках
вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокального правильного
формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса”. (С.
Юдин)
Интенсивность
и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения
звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе
артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Рот
поющего
должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певчески
красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и
должной "установки” всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть
мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх
гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть
причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Положение
языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр
голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной,
она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна
удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими
согласные.
Губы принимают участие в
окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных
согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует
осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах”, - так говорил М.Гарсиа.
Мягкое
небо
играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно
влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного
рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что
влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно
в активном состоянии.
Воздействуя
в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикуляционные органы, мы
можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.
Свобода,
естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности
на цели, идее - вот что открывает дорогу к настоящему творчеству. Кто-то очень
хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать
"технического вокала”.
А
теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикуляции и
дикции.
"Слишком
большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно,
заглушает вибрацию голоса, отнимая у голосового аппарата его резонирующий
свод”.
"Если
зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. Если слишком
выдвигают губы в форме воронки, то получаются только тяжелые и как бы лающие
звуки”.
"Если
открывают рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство, что оно
глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикуляции и, наконец, придает лицу
грубое и некрасивое выражение. Откройте рот в форме овального "О", но
отделяя нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускается вниз вследствие
своей собственной тяжести. Углы рта при этом должны быть немного приподняты,
это движение прижимает губы к зубам, придает рту приятную форму”. (М.Гарсиа, Ж.
Дюпре)
"Внимание
певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. Тем
самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить
быстро и четко, "спрессировать” их, но не "выстреливать”, чтобы не принести
ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать
пения скандированным.
"Рваная”
дикция вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении.
Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца
и дикция плохая”. Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием”.
(Н.Малышева)
К.С.Станиславский
воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения.
Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза -
уже речь”.
|