"Всіх навчимо" 

П`ятниця
22.11.2024
11:09
Вітаю Вас Гість
RSS
 
ХОЛМИНСЬКИЙ ФІЛІАЛ
КОРЮКІВСЬКОЇ ШКОЛИ МИСТЕЦТВ

Головна Реєстрація Вхід
 Каталог файлів 
Меню сайту
Оберіть мову / Choose language:
Russian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish

Пошук на сайті

Категорії розділу
Мої файли [46]

Міні-чат

Нові фото

Наше опитування
Хто Ви?
Всього відповідей: 107

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Хто нас сьогодні відвідав:


Головна » Файли » Мої файли

Е.М.Пекарская Азбука вокала. Вокальный зевок.Гортань в пении.
01.05.2011, 19:49
Вокальный зевок. При высокой позиции, свободной широкой гортани, активной атаке звука должно быть поднято мягкое небо (небные занавески). Ф.Ламперти говорил, что оно должно принимать “вид выгнутого паруса, надутого ветром”. Педагог Донец-Тессейр советует иногда дотронуться пальцем до маленького язычка и почувствовать, как поднимается мягкое небо и язычок. В вокальной литературе это называется “певческим зевком”, “вокальным зевком”, “полузевком”, когда активизируются мышцы глотки, зева, мягкого неба, разжимаются челюсти, освобождается язык, опускается гор-тань. Э.Карузо считал, что певцу “полезно упражняться в открывании горла перед зеркалом и стараться при этом увидеть небо также как когда мы показываем горло врачу”. Вот что пишет А.Г.Менабени о зевке: “При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, то есть находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). При зевке опускается корень языка и подъязычная кость, к которой подвешена гортань. Поэтому зевок является методическим приемом произвольного опускания гортани. Напряжение мягкого неба при зевке через нервные связи вызывает необходимый тонус диафрагмы, влияет и на напряжение голосовых складок, что важно для образования смешанного регистра”. В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с “настройкой ротоглотки на полузевок”. Если нет верхнего упора в твердое небо, то звук получается плоский, резкий, открытый, “белый”. Такой звук используется в народном пении. Если звук отражается от мягкого неба, то он получается дряблый, “без металла”, тусклый, с носовым оттенком. Недопустимо направлять звук в нос, так как в этом случае он будет просто гнусавым. Упражнение: Если у начинающего носовой звук, то заставьте его зажимать нос пальцами во время пения, чтобы он сам убедился в наличии этого дефекта. Выдоху это не повредит, так как в пении выдох всегда происходит через нос. Гортань в пении. Певческое положение гортани не должно быть ни низким, ни высоким, оно индивидуально для каждого певца и зависит от построения его вокального аппарата (форма гортани, длина связок, высота надставной трубы и так далее). Основываясь на мысли Глинки, что певец в начале обучения должен петь “легко берущиеся звуки”, можно предположить, что эти звуки и должны определить среднюю линию положения гортани. Прислушайтесь к положению гортани на удобных и красивых нотах вашего голоса. В пении гортань прак-тически не меняет положения. Доктор И.Левидов считает, что “у певцов, обладающих хорошей постановкой голоса (четкой дикцией, полнотой, округлостью гласных) наблюдается устойчивость гортани, между тем у певцов, недостаточно владею-щих голосом, поющих “белым” звуком, неудовлетворительное качество звука обычно сопровождается большой подвижностью гортани”. Профессор Ф.Ф.Заседателев пишет в своем труде: “Разговорное или натуральное положение гортани не годится в пении. При таком ее положении звук пло-ский. Перед началом пения гортань переходит в низкое спокойное положение. Такое положение гортани является мерилом правильной техники и правильного тона. При низком положении гортани увеличивается полость резонаторов и полость глотки, а с ней и сила и объем голоса. Если гортань стоит высоко, то и язык и дно рта подняты, а если низко, то корень языка и дно полости рта опущены, что облегчает задачу плоского держания языка... Однако удержание гортани насильственно в неподвижном положении и вредно, и невыполнимо, оно портит голос”. Сторонниками низкой гортани были: Эверарди, Ферни, Джиральдони. В нашей работе уже говорилось о том, что “зевок” способствует опусканию и освобождению гортани, а сохранение зевка в пении - сохранению положения гортани. Конечно обучающийся должен иметь достаточно чёткое представление об анатомии голосового аппарата, но при практических занятиях основное внимание надо фиксировать на слуховых и мышечных ощущениях, на естественности, свободе и активности происходящих процессов. Добиваться понимания и результатов надо с помощью простых музыкальных и физических упражнений, искать ощущения через различные ассоциации, обра-зы, а не действовать с позиции силы, нажима. Большую помощь в такой работе оказывает зеркало. В этой кропотливой работе воспитывается профессиональное внимание, терпение, настойчивость. Несколько слов о регистрах голосов. По классическому определению Гарсиа, под регистром подразумевается ряд последовательных и одно-родных звуков, производимых действием одного и того же механизма. Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцетный (фистула): грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относи-тельно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука обертонами, их сила; фальцет - замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается. Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной. У мужчин их два: грудной, головной. У женщин - три: грудной, микст, головной. Микст - это плавный переход от грудного звучания к головному и фальцетному (смыкание связок занимает серединное положение). При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях. Певец должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более темной его окраски, называемого “прикрытием” гласного, поэтому есть термины “открытые” и “прикрытые” звуки. Прикрытый звук - это звук более округленный по тембру с максимальным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным сохранением чувства опоры. Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяется, а гортань опускается ниже её нормального положения, то есть сохранением при пении вокального зевка. Сглаживание, выравнивание звуков делается заблаговременно с более высоких или низких нот. Злоупотребление открытым (белым) тембром, являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальном периоде обучения, - есть одна из главных причин преждевременной гибели многих голосов. Особенно вредно пение открытым тембром для мужских высоких голосов. Певицы, злоупотребляющие открытым звуком, скоро обнаруживают склонность к детонированию, тремолированию звука и быстрому изнашиванию голоса. Из брошюры Фучито и Бейера мы знаем, какую большую ежедневную работу проделывал Карузо (!) для выравнивания регистров и придания округлости звукам, в особенности на трудном переходном регистре. О чем должен помнить начинающий, чтобы осилить эту задачу? 1. Следить за тембром голоса на средних (примарных) тонах. Окраска его должна быть приятная, округленная, не перекрытая, но и не открытая (белая). 2. Следить за правильностью, ровностью переходных тонов среднего регистра, не разрешать себе, своему голосу ломаться, изменяться - это обеспечивается смешиванием головного и грудного звучания. 3. Следить за тем, чтобы окраска звука была светлая и звонкая. Темная и блеклая делает звук глу-хим и тусклым. Гарсиа говорит, что при правильном звуке должна быть: a) низкая гортань, b) ложечкообразная форма языка, c) высокое мягкое небо. Несколько советов для начала занятий вокальными упражнениями “Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой”. Указания Глинки: при упражнениях “тянуть звук, не сбавляя силы”. Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука. Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать звук “а”, потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподня-то. Конечно, все очень индивидуально, часто бывает, что начинающему спеть звук “а” очень трудно, легче атакируются гласные “о” или “у”. Педагог Витт советует “найти удобно формирующуюся и хорошо звучащую гласную и от нее строить голос, стараясь ощутить “место звука”. Глинка называл это так: “Петь сначала легко берущиеся звуки”. (Школа примарного тона). Конечно, в дальнейшей работе надо использовать все гласные, чтобы в пении при чередовании в тексте разных гласных и согласных звук оставался ровным и, по возможности, красивым. Ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные не должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они должны быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных. Именно на упражнениях приобретается навык пения звуком красивым и ровным по силе, качеству и тем-бру. Непрерывность и ровность красивого звучания голоса - основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука. Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе. Все упражнения необходимо петь предельно legato. Кантилена - умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании. Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию. Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напев-ные, в спокойном темпе. Вот что о ровности и легатности звука говорил М.Гарсиа: “При переходе от одного слога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков и ослабления, как будто всё построение составляет только один ровный и продолжительный звук... Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр, а также одинаковую силу и качество звука”. Ровность тембра создается единообразностью работы гортани. Относительно пения forte и piano советует педагог Витт: “Обучающимся пению необходимо помнить, что сила голоса легко опережает свободное управление им. Создавая наилучшие условия для хорошего звучания, певец как бы “растит” свой голос, а не выгоняет его силой. Никогда не надо форсировать звук”. Для каждого голоса forte и piano должны быть индивидуальны. Никогда не надо забывать итальянскую поговорку: “Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом”. Результат хорошей вокальной “школы” - это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слухо-вой “контроль” поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться - тогда голос зазвучит, заблестит. Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна отвечать всем требованиям вокала.
Категорія: Мої файли | Додав: Танюра
Переглядів: 10454 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Ви на сайті

Гість !



Вітаємо Вас гість. Будьласка зареєструйтесь, або зайдіть під своїм логіном!

Погода
Холми 

.
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Друзі сайту

Холминський Будинок творчості

www.rbdut.at.ua

Рибинська ЗОШ І-ІІІст.



Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz