Е.М.Пекарская Азбука вокала.Какие условия необходимы для профессионального становления голоса?
01.05.2011, 23:25
Надо научить студентов прислушиваться к своему организму, узнать его возможности. Это и ускорит обучение, и предохранит от срыва.
Программа специального учебного заведения должна быть подчинена основной задаче: полноценной, профессиональной подготовке специалистов, включая и голосовую подготовку. Для этого надо необходимое количество часов регулярных занятий, тогда возникает планомерное обучение, тренинг, выработка необходимых голосовых, слуховых навыков, мышечного контроля. Навык мышечного контроля при пении - это умение “слу-шать” мышцы голосового аппарата, знать свои ощущения при правильном пении, что поможет справиться с трудностями при акустических изменениях, то есть ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения. Это помогает хорошо петь в хоре, когда свой голос не слышен.
4. Очень вредно не только петь в больном состоянии, но также и присутствовать на репетициях.
Данные исследований хронаксии, проведенных при активном и мысленном пении, были идентичны, что подтверждает наличие рабочего состояния голосового аппарата при мысленном пропевании партии. Педагог М.Э.Донец-Тессейр считает, что в больном состоянии петь нельзя и шутит на эту тему с учениками: “Лучше ты на три дня позднее станешь знаменитой певицей, чем получишь кровоизлияние в связку или несмыкание и вый-дешь из строя на три месяца. Надо беречь свой голос”.
Очень важно научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды или от непра-вильного голосообразования.
5. Надо избегать переутомления голоса.
Если была неожиданная большая нагрузка, то дайте аппарату отдохнуть, помолчите - это лучшее лекар-ство. Следует избегать длительного пения без перерыва (не более 45-60 мин. для профессионалов). Надо помнить, что сегодняшний день - это звено в цепи последующих дней вашей творческой жизни.
Утомление может накапливаться и наслаиваться до срыва. При чрезмерной нагрузке ослабевают гор-танные мышцы, голос теряет свежесть, звучность, становится тяжелым, не поддается контролю, выделяется много слизи, случаются кровоизлияния. Лекарство одно - молчание, отдых. Требуется бережное, внимательное и серьезное отношение при воспитании и использовании молодых голосов. В профессиональной деятельности с целью сохранения здоровья устанавливаются охранные нормы.
Для педагогов, лекторов, экскурсоводов и других физиологические нормы позволяют использовать голос без ущерба для его качества не больше четырех академических часов в день с перерывом между ними в 15 минут.
Оперные певцы могут быть заняты в день не больше 5 часов (для солистов).
Правильное использование физиологических функций организма предупреждает заболевания.
6. Вред перенапряжений моральных и физических.
Часто возникают профессиональные заболевания при напряженной и спешной подготовке к конкурсам, спешных вводах в оперные партии, при неожиданных заменах товарищей в давно неисполняемых партиях. Это происходит и от неравномерно возникающей физической нагрузки, и от усиленного прессинга на нервную систе-му.
Профессиональная гигиена указывает на то, что некоторые профессии умственного труда можно отнести к категории физического по затрате физической энергии. Например, оказалось, что игра в течение часа трудной пьесы на фортепиано сопровождается большей затратой физической энергии, чем восхождение в тече-ние часа на высокую гору.
7. Никогда не форсируйте звук.
“Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь достигать эффектов при помощи воздуш-ного pianissimo и mezza voce”, - советует профессор Прянишников. Великий французский педагог Дельсарт говорит об этом так: “Всегда довольно голоса у того, кого слушают”.
8. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и высоких нот.
Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос. Наш известный педагог и врач-гигиенист А.М.Егоров считает, что “пение в несвойственной голосу тесситуре отрицательно отражается на правильной ко-ординационной работе голосообразовательных систем организма, прививая вредные, ненужные условные рефлексы и тормозя те, которые воспитывает педагог”.
Великий педагог-вокалист М.Гарсиа говорил об этом так: “Злоупотребление высокими звуками разруши-ло гораздо больше голосов, чем старость”.
9. Режим занятий в учебных заведениях.
Он должен учитывать чередование (предметов) занятий с голосовой нагрузкой и без нее. В дни, когда проходят концерты, зачеты, экзамены, нагрузка студента должна уменьшаться, то есть студент должен иметь официальное право частичного пропуска занятий по своему усмотрению, чтобы регулировать свою физическую и психическую нагрузку и этим избежать переутомления.
10. Невероятно вредна работа в хоре, пока нет правильных вокальных навыков.
Это недопустимо, когда нет никакого контроля звучания собственного голоса. Большинство опытных педагогов высказываются против использования неопытных вокалистов в работе хора. “Мы должны остерегаться всего, что может ослабить нашу бдительность по отношению к дурным привычкам”, - так формулировал свои опасения знаменитый пианист И.Гофман.
11. При любой вокальной работе обязательно распеваться.
Это своеобразный “туалет” или спортивная “разминка” голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма:
• будит эмоциональную сферу;
• разогревает творческую фантазию;
• налаживает сложный процесс звукообразования (координацию усилий многочисленных мышц аппарата);
• закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
• собирает творческое внимание.
Овладение этими сложными процессами поможет справиться со многими психологическими трудностя-ми в профессиональной деятельности, например, с волнением пред и во время выступления, то есть процессами торможения и возбуждения головного мозга.
12. Необходимые качества характера.
Самодисциплина, воля, целеустремленность, психическая стабильность, ровность настроений, внима-ние, уверенность в своих силах, смелость - эти качества надо воспитывать любому профессиональному человеку. Они помогают следить за массой мелочей, игнорирование которых может обернуться трагедией, изба-виться от ненужных привычек, мешающих работе. Профессиональная уверенность в себе и свои силы может возникнуть только в результате хорошей профессиональной подготовки, четкого, грамотного представления о творческих процессах, в том числе голосообразования, и выработки навыков технического совершенства.
13. Поддерживать постоянно голосовую форму.
Это еще одно очень важное требование. Не надо забывать, что самые опытные и талантливые певцы должны периодически проверять правильность звучания своего голоса. Даже лучшие мастера оперной сцены заглядывают для этого к своим “маэстро”. Необходимо восстанавливать, контролировать свои условные рефлек-сы, певческие навыки, на которых зиждется голосообразование. Сам исполнитель привыкает к звучанию своего голоса и не замечает потерь. Нужно “постороннее ухо” для контроля.
Желательно, чтобы консультации проходили у педагога, с которым человек занимался раньше. Это обеспечит быстрое восстановление певческих навыков, дававших в свое время хороший результат. Менять педа-гога допустимо только в начале обучения, пока вы ищете путь и вокальные ощущения. Бегать от одного педагога к другому не стоит. Даже если у этих педагогов хорошие школы, но требования, методы, терминология всегда отличаются, и это может породить хаос и растерянность у ищущего.
Хорошая, светлая голова всегда помогает в работе. Физиолог Нагель указал, что легкие, гортань и резонаторы барана по своему анатомическому строению почти тождественны с таковыми же у человека, и если баран не поет, то только потому, что у него “голова баранья”.
Немцы говорят: “Мы поем головой, а не гортанью”.
14. Надо уметь организовывать свои силы и время в день выступления.
Известно, что на публичные выступления (концерты, экзамены, конкурсы) требуется большая затрата физических и моральных сил. Каждый должен изучить себя, знать потребности своего организма, должен уметь организовать в день выступления такой режим жизни, чтобы сберечь силы и бодрость для творчества. Надо уметь откладывать лишние дела на другой день.
Надо знать, можно ли вам спать пред выступлением, так как для одних сон дает хороший физический и творческий тонус для голоса, а для других - расслабление, вялость, сипоту.
Ясно одно: надо продумать свой режим в день выступления. Избегайте в этот день утомительной физи-ческой работы.
Категорически запрещается употребление всяких тонизирующих и успокаивающих средств, особенно незнакомых, так как вы не знаете реакции своего организма на них.
15. Очень важен ритм жизни.
Вы должны продумать и построить его в зависимости от режима работы или учебы. Думать об этом необходимо, чтобы не разрушать здоровье и сон, не привести организм к истощению.
Задача отдыха - снять утомление, восстановить работоспособность. Вся жизнь человека строится на чередовании активной деятельности и отдыха. Благодаря такому чередованию (сокращению и расслаблению) сердце человека способно работать в течение всей жизни.
Сон восстанавливает энергию нервных клеток, об этом нельзя забывать. Для взрослого человека сон должен быть 7-8 часов, спокойным и глубоким.
Возможность организовать свой рабочий и жизненный режим зависит не столько от объективных жиз-ненных условий, сколько от психических качеств человека, от его воли, собранности, от умения подчинить свою жизнь основной задаче.
16. Конечно, важна и проблема питания.
В этой проблеме есть моменты, объективно вредные для всех: очень горячая, очень холодная, очень острая пища, которая травмирует слизистую оболочку. Ко всем видам пищи необходим индивидуальный подход, так как каждый организм по-своему все воспринимает. Главное, помнить, что пища - это строительный материал, сила для организма и сила “для голоса”, так как пение - это физический процесс, который требует больших сил, хорошего питания. Игнорирование проблемы питания любым человеком приводит к многочисленным болезням.
Надо знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой, могут поме-шать четкой работе голосового аппарата. Частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желание откашляться, а это мешает процессу работы голоса.
Этот долгий перечень необходимых условий и требований к жизни и профессиональному поведению человека, занимающегося голосовой практикой, необходимо усвоить, если вы серьезно относитесь к своей дея-тельности.
Большой педагог Ф.Витт советовал: “Относитесь бережно к своему голосу и своему аппарату - это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости”.
Вот еще несколько более конкретных, личных гигиенических правил и советов:
• Никогда не выходите сразу после пения на улицу, особенно в холод. Хороший совет: выра-ботайте привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. Вообще избегайте резкой смены температуры. После горячей еды и питья подождите в помещении 15-30 минут, иначе начнутся катарры.
• Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Вообще избегайте охлаждений и переохлаждений. Для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая легкая возможность для простуды.
• Следите за своей обувью, особенно в сырость и холод. Холодные, сырые ноги - верная про-студа. Если это случилось, то обязательно сделайте горячую ножную ванну, разотрите ноги спиртом, одеколоном, наденьте теплые носки, постарайтесь сразу выпить горячего чая.
• Конечно, вся одежда должна быть удобна и адекватна погоде. Но, кроме одежды и обуви, еще очень важна в нашем климате проблема головного убора - он должен быть достаточно легким и теплым. Известно очень много случаев невралгий, происшедших только по причине неподходящего головного убора. Они (невралгии) проходили, когда слишком тяжелый и жаркий головной убор сменялся на более рациональный. Чрезмерное согревание головы вызывает усиленный приток крови, головную боль, а также ведет к зябкости головы, понижению ее сопротивляемости быстрому охлаждению, что вызывает разные заболевания.
• В повседневной жизни и деятельности дышать надо, по возможности, только через нос. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекции, которые оседают в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Хорошо прополаскивать щелочными водами (типа “Боржоми”) рот, глотку, носоглотку, так как щелочная вода хорошо очищает слизи-стую.
• Воздух в репетиционных помещениях должен быть не сухой, не пыльный, не холодный (ох-ранная медицинская норма температуры воздуха не ниже +15 градуса по Цельсию).
• Не пойте в помещениях, где курят или курили. Старайтесь не курить сами. Алкоголь и ни-котин не улучшают состояние организма, зато разрушают вашу нервную систему.
• Речь и пение после еды затруднены, так как кроме механического воздействия полного же-лудка на дыхание (подпертая диафрагма), акт пищеварения требует прилива крови к пищеварительным органам. Этим понижается жизнедеятельность произвольных мышц гортани. Пауза после еды должна быть не менее часа.
• Совет для женщин. Режим молчания в больные дни (3 дня, установленные законом) и снижение нагрузок. Несоблюдение этого правила грозит длительным нарушением голосовой деятельности и очень часто с серьезными последствиями. В эти дни стенки капилляров кровеносных сосудов приобретают повышенную ломкость, что приводит к кровоизлияниям.
• Ничто так легко не вызывает заболевания горла, как изнеженность и не закаленность. Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализируется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям производства, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью, и, наконец, неосторожностью самих людей, потенциальных пациентов врачей-ларингологов. Умение при первых симптомах заболевания принять грамотные меры первой самопомощи, знания в области искусства закаливания и укрепления организма - все это уменьшает возможность заболевания. Именно это и будет предметом дальнейшего рассмотрения.